Өлең, жыр, ақындар

Развитие здоровьесберегающей и познавательной компетентности детей дошкольного возраста в процессе организации прогулки

Воспитатель ГККП «Ясли-сад №17 отдела образования акимата города Тараз»  
Джунусбекова Альжана Канатовна

Успешное развитие и воспитание дошкольников на прогулке способствует одновременному овладению ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Поэтому, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и со сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка.

Трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов за день дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200-1500 шагов, в то время как при продуманной организации и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов каждый. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Структурными компонентами прогулки являются:

* разнообразные наблюдения,
* дидактические задания,
* трудовые действия самих детей,
* подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус.

В знойное летнее время дети сразу же начинают выполнять трудовые действия, наполняют плескательницы водой, чтобы затем использовать их в течение всей прогулки.

Главное - каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное - сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.

Прогулка - обязательная составляющая дневного режима в детском саду.   
—  Проверьте готовность и безопасность оборудования на участке, где будут гулять дети. Все снаряды для детских игр должны быть надежно укреплены, чтобы не создавались экстренные ситуации.
—  Наблюдайте за соответствием одежды детей времени года и погодным условиям. Не допускайте, как переохлаждения, так и перегрева детского организма.
—  Позаботьтесь о том, чтобы деятельность детей на прогулке носила разнообразный характер, не допускайте монотонности и однообразия.
—  Прогулка - такой же элемент развития физического и интеллектуального состояния ребенка, как и другие методы работы с детьми. Составьте план прогулочной деятельности с четкими структурными этапами и с обозначением цели и задач на каждом из них.
—  Включите в прогулку с воспитанниками детского сада такой метод развития личности ребенка, как наблюдение. Акцентируйте внимание детей на основных признаках данного времени года. Можно задавать им вопросы типа: «Ребята, посмотрите себе под ноги. Что покрывает землю?», «Давайте посмотрим на деревья, что с ними случилось?», «Вы видите бабочек, мух, кузнечиков? Куда они исчезли?» и т.п.
—  Добавьте в прогулку ручной труд, как элемент развития детской личности. Например, можно организовать уборку дорожки от опавших листьев, вооружившись небольшими вениками, или полив цветов на клумбах из маленьких детских леек и т.п. Формируйте у ребят положительное отношение к такого рода занятиям.
—  Не забывайте и о подвижных и творческих играх во время детской прогулки. Выбирайте игры по своему усмотрению, важно, чтобы они соответствовали возрастной категории группы, были разнообразными, безопасными для детей, и несли в себе определенные развивающие цели. К примеру, из подвижных игр, это могут быть «Горелки», «Прятки», «Морские фигуры» и т.п. К творческим играм можно отнести: «Рисунки на асфальте», «Кто найдет самый красивый листочек?», «Лепим снеговика» и пр.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар