Өлең, жыр, ақындар

Родительское собрание «Психологическая помощь родителям первоклассников»

Родительское собрание

 «Психологическая помощь родителям первоклассников»

Цель собрания:

Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования. Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка. Познакомить родителей с навыками социальной компетентности старшего дошкольника, которыми должны владеть дети, поступающие в школу.

ХОД СОБРАНИЯ

Хотелось бы начать своё выступление с того, что начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Справится ли ваш ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и в конечном счёте благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.

Вы, сегодняшние родители, как и родители прошлых поколений, вместе со своими детьми будете переходить из класса в класс, решать задачки и т. п. Ребёнок приносит из детского сада или школы не только знания, навыки, отметки, но и свои переживания, настроения, новые понятия о жизни, самом себе, своих способностях и своём месте в этом мире. Всё происходящее с ребёнком за пределами дома через него приходит в семью. Семейная среда особенно значима для ребёнка с точки зрения эмоциональной и душевной поддержки.

Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Каждый по-своему переживает эту новую социальную роль. Для ребёнка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. Специалисты – психологи называют его «критическим периодом», «критическими годами зависимости», «критическим возрастным периодом».

У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с близкими взрослыми, защите и опёке с их стороны. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого. Всё это побуждает к внимательному отношению со стороны и родителей, и педагогов и оказанию поддержки в семье и за её пределами.

Я предлагаю вам немного поразмышлять над тем, что же именно нужно для успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. Работать будете в группах.

Обсудите и пронумеруйте по степени значимости для вас, следующие факторы, которые могут помочь вашим детям успешно обучаться в школе. Затем выберите из них три фактора, на ваш взгляд, главных и обоснуйте свой выбор. На выполнение задания 5 минут. Затем представители от каждой группы представят свой взгляд на проблему.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.

Физическое здоровье.

Развитый интеллект.

Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Выносливость и работоспособность.

Умение считать и читать.

Аккуратность и дисциплинированность.

Хорошая память и внимание.

Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.

Работа родителей в группах. Выступления представителей групп. Учитель анализирует работу в группах и высказывания родителей.

Психологическая готовность к школьному обучению.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, которое мне хотелось бы сразу предупредить, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта, письма. В то время как большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Можно выделить три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе:

- желание учиться;

- способность управлять своим поведением;

- способность управлять своими интеллектуальными процессами.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); возникает основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. В ней происходят существенные изменения и в содержании, и в структуре. Важная роль здесь отводится игровой деятельности. Если для маленького ребёнка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребёнок 6 – 7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Как уже говорилось выше поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в 1 класс. Ожидание начала школьных занятий – это и радость, и большая тревога. Чем будет ближе этот день, тем тревожнее будет в душе ребёнка.

Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Предлагаю решить вам несколько проблемных задач. Сейчас каждой группе для обсуждения будут предложены проблемные задачи. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения данной в задаче проблемы.

Проблемная задача 1    Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:

- Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит.

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню. через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать!

Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Проблемная задача 2   Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось.

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ёе взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.

Вопрос: Как бы вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

Проблемная задача 3  Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям.

Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Проблемная задача 4     Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку.

Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет.

Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации.

Проблемная задача 5     Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе?

Вопросы: Как вы оцениваете поведение родителей? Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Как правило, дети хотят идти в школу, но, встречаясь с первыми трудностями, их желание угасает. Рекомендуется детей положительно настраивать на школу:

Анкета «Моё мнение о школьной жизни ребёнка»

Уважаемые родители! С целью выявления личностно-психологической готовности детей к школе и вашей позиции в ожидании школьной жизни ребёнка просим ответить вас на вопросы анкеты и опросника.

1.  Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»?

      (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.)

«Получать хорошие оценки», «Слушаться учителя», «Знать и выполнять все правила школьной жизни»._____________________________________

2.  Считаете ли Вы, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в семье?

Да, нет, трудно сказать. Если да, то в чём она проявляется? ________________________________________________________________

3.  Когда ребёнок пойдёт в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность и контроль; возьмёте на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка; как-то иначе проявите своё участие.___________________________________________________________

4. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать новое и учиться в школе? Да, нет, трудно сказать. Почему вы так считаете? ___________________________________________________________________________

5.Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая у Вас интерес?

Да нет не помню.

Нельзя забывать о том, что с приходом в школу ребёнок попадает в новый коллектив своих сверстников. Готовить ребёнка жить в коллективе надо ещё до школы. Для этого прислушайтесь, как ребёнок говорит о делах в детском саду. Какое слово он употребляет чаще – я или мы?

И, наконец, очень важно – для успешного обучения в школе необходима привычка к дисциплинированному поведению, прилежание, аккуратность.

Обсуждение социального опыта детей по группа. Каков социальный опыт моего ребёнка?

Уважаемые родители! Вам предлагаются суждения о навыках социальной компетентности ребёнка старшего дошкольного возраста. Те из них, которыми, по-вашему, овладел ребёнок, просим обвести кружком.

1.  Умеет общаться с разными детьми (младше, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками).

2.  Умеет попросить о помощи и оказать её другому.

3.  Уважает желания других людей, проявляет внимание, заботу.

4.  Может сдерживать себя, сообщить о своём эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме.

5.  Понимает характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, способен выбрать линию поведения соответственно ситуации.

6.  Способен выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».

7.  Способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

8.  Проявляет разумную осторожность в новой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми.

9.  В общении с людьми проявляет чувство собственного достоинства, может отстаивать свою позицию приемлемыми способами.

10.  Понимает необходимость быть опрятным и соблюдает порядок дома.

Подготовка приглашений родителям на собрание

  Рефлексия деятельности. Тестирование родителей.

Закончить свою часть выступления на нашей встрече мне бы хотелось тестированием «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?». Мы с вами сегодня о многом поговорили. Вы сделали соответствующие выводы о дальнейших путях в воспитании ваших детей и подготовке их к школе. А сами ли вы чувствуете уверенность в своих силах, сможете ли вы принять роль родителей первоклассника, сумеете ли принять переживания ребёнка? На бланках, которые лежат у вас на столах отметьте свои ответы. Если согласны с утверждениями на экране, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

                                                           ТЕСТ
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

 

 

 

 

ФИ____________________________________________________________

Занесите свои ответы в табличку:


если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

 

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

 

 

 

 

 

 

Результаты тестирования:

  • до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
  • 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

      А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах

          получено 2 или 3 крестика.

  • 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
  • 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
  • 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
  • 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
  • 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

 

А в завершении нашего собрания давайте примем решения:

  Решение родительского собрания.

1.  Всем участникам родительского собрания готовить детей к принятию новой социальной роли – ученика.

2. Развивать в детях социальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

3. Формировать навыки сознательной дисциплины, послушания, аккуратности.

4. Развивать знания детей об окружающем их мире.

5. Развивать речь детей.

6. Следить за здоровьем будущего школьника, соблюдать профилактику заболеваний.

Раздача буклетов «Здравствуй, школа»!!!

 


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз