Өлең, жыр, ақындар

Анализ практик культурного воспитания

Усербаев Жанибек 4 курс
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
Философия и политология, Кафедра Культурологии и Религиоведения, Специальность Культурология

Культура (от лат. cultura - «возделывание», «обрабатывание») - все то, что возделано человеком и человечеством за историю его существования на земле, совокупность достижений человечества в производительном, общественном и интеллектуальном отношении. Именно культура указывает на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности. История культуры - история становления человека, поиск универсальной меры его развития. Это лестница, по которой мы поднялись от животного к человеку «разумному», «моральному», «творческому».

Культура ежедневно и ежечасно проявляется во взаимоотношениях людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура - совокупность всех достижений человечества на протяжении определенного этапа своего развития. При таком значении данного понятия говорят о культуре первобытного общества, античной культуре, культуре средневековья. Но культура всегда подразумевает, что свершенное и достигнутое людьми содействует развитию и укреплению жизни на земле и счастью человека.

Воспитание, с позиции культуры, есть организованное педагогом-про- фессионалом последовательное и неуклонное введение ребенка в контекст современной культуры посредством последовательного овладения всеми основными достижениями мировой культуры и развитие способности к созиданию новых достижений культуры во имя счастливого проживания человеком жизни на земле.

Культура определяет характер, цель, содержание воспитания. Итогом культуросообразного воспитания являются те новообразования в структуре личности ребенка, которые он сформировал как современный человек, вошедший в контекст мировой культуры, способный жить на ее уровне, содействовать ее дальнейшему развитию и обогащению. Это проявляется через материальные ценности как средства его существования, преобразование среды обитания в культуре пространственной среды и интерьера. Показателем культуры человека служит его речь, внешний облик, выбор деятельности, наличие идеалов, но главное - его взаимоотношения с людьми, где человек выступает как наивысшая ценность.

В стране принята программа нравственно-духовного образования «Самопознание», которая основана на идеях народной педагогики с учетом современных воспитательных теорий. Эта программа имеет огромный метапредметный и воспитательный потенциал.

Наблюдается развитие функциональной грамотности школьников, поликультурного воспитания, трехъязычного образования. Большими возможностями располагает система дополнительного образования детей.

Вместе с тем, имеются серьезные проблемы в системе воспитания. Так, для значительной части школьников и молодежи становится характерным:

  • потребительское, эгоистичное отношение к окружающему миру;
  • пренебрежение такими духовно-нравственными ценностями, как доброта, милосердие, справедливость, совесть, честь, почитание старших;
  • культ материальных ценностей, легкого поведения и наслаждения;
  • увлечение низкопробной информацией СМИ и интернет-сайтов, элементами западной массовой культуры;
  • социальное сиротство, детский и подростковый суицид и т.д.

По моему мнению, причинами указанных проблем являются:

  • недооценка воспитания как социального явления;
  • недостаточность эффективных воспитательных программ и технологий;
  • ослабление трудового воспитания;
  • негативное влияние средств массовой информации;
  • недостаточно развитая система дополнительного образования, детских и молодежных движений;

слабая подготовка педагогических и руководящих кадров к воспитательной работе в новых условиях.

Одной из самых острых проблем в Казахстане остаётся бытовое насилие. По данным организации Human Rights Watch, в стране не обеспечивается достаточная защита и доступ к правосудию для женщин, подвергшихся домашнему насилию. А пандемия COVID-19 привела к росту домашнего насилия в отношении женщин. Согласно результатам опроса, проведенного в 13 странах, каждая вторая женщина сообщила, что она сама или её близкая знакомая сталкивались с жестоким обращением со стороны членов семьи. Эта ситуация не обошла стороной и Казахстан.

Если в 2018 году в Казахстане было зарегистрировано 24,8 тыс. случаев домашнего насилия, то к концу 2021-го их количество увеличилось на 16,9%, составив 29 тыс. случаев. Сколько трагедий на самом деле происходит за закрытыми дверями в домах по всему Казахстану — трудно сказать. Это латентная проблема, и многие жертвы попросту не обращаются в полицию.

Далее, для еще одного примера приведу новость опубликованная порталом Tengri News.

Тюленя забили палками в Мангистау

В Мангистау жертвой отдыхающих стал еще один тюлень: его ради фото забили палками, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Lada.kz.

Сообщается, что инцидент произошел на пляже в селе Курык вечером 6 июля. По информации свидетеля, группа взрослых людей заметила тюленя у берега и начала бить его палками и камнями.

"Это было сделано просто ради забавы, чтобы сфотографироваться и показать тюленя детям. После этого они выкинули его назад в море. Жив ли он остался, к сожалению, я не знаю", - сообщил очевидец. Это второй подобный инцидент за последнее время. Ранее сообщалось о детеныше тюленя, который подплыл близко к берегу. Отдыхающие закидали его камнями.

Заключение

На данный момент, уровень культурного воспитания в Казахстане находится на низком уровне (по моему мнению). Но все можно исправить общими усилиями. Начиная формировать новое поколение, то есть исправив ошибки нынешнего и прошлого поколения, сделав полный, практический и культурологический анализ.


Жазбаға пікір жазуға рұқсат жоқ.


Қарап көріңіз