Өлең, жыр, ақындар

Методика интенсивного обучения иностранному языку как одно из средств оптимизации учебного процесса

Аркалыкский государственный педагогический институт

им. Ибрая Алтынсарина

Студент 4 курса специальности "Иностранные языки: два иностранных языка"

Акан Алия Какимбековна

 

На современном этапе развития общества возникли новые социальные, политические и экономические условия, в которых стало востребованным интенсивное обучение иностранным языкам в целях обслуживания коммуникативных взаимоотношений людей на самых различных уровнях профессиональной компетентности. В этих условиях слово «инновация» стало употребляться практически во всех программах развития общества, во всех сферах деятельности человека. В частности, в сфере образования инновация стала рассматриваться не только как новая философия образования, но и как предмет изучения новой области педагогики - педагогической инноватики, исследующей природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их оценку и применение на практике.

 

Общая схема методической системы представлена как взаимосвязь следующих основных компонентов: целей, содержания учебного предмета и учебного процесса, средств и методов обучения .

Интенсивное обучение иностранным языкам рассматривается как направление, реализующееся в различных методических системах  таких педагогов, как  Л.Ш. Ге-гечкори, И.Ю. Шехтер, В.В. Петрусинский, Г.А. Китайгородская . В рамках интенсивного направления развиваются действующие и создаются новые методические системы. Это обусловлено многообразием конкретных целей обучения иностранному языку различного контингента обучаемых, а также многообразием условий обучения

Актуальность интенсивной методики обучения иностранным языкам обусловлена требованиями, выдвигаемыми сегодня к усовершенствованию процесса обучения иностранному языку в школе, а также психолого-педагогическими условиями обеспечения оптимизации и эффективности учебного процесса.

Следует отметить, что поиски эффективных приемов обучения практическому владению иностранными языками за короткий срок имеют достаточно большую историю. Возникновение и развитие так называемых интенсивных методов относится к началу XX века, что объясняется не только историческими и социально-экономическими причинами, но и популярностью прямого метода, который подготовил «благоприятную почву для интенсивного обучения иностранным языкам». Многие принципиальные положения прямого метода  к примеру: интерес к устной речи, особенно диалогической, укрупнение учебной единицы от слова до смыслового блока, отбор ситуаций, активизация учащихся на уроке, сохраняются в большинстве современных интенсивных курсов.

В основе методической системы интенсивного обучения лежит метод активизации возможностей личности и коллектива, который характеризуется активным использованием психологических и социально-психологических возможностей личности и коллектива .

Ведущим методическим принципом, лежащим в основе метода активизации, является принцип коллективного взаимодействия или групповая работа. Это один из методов  новой технологии применяемый в настоящее время в учебном процессе. Именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Его можно было бы определить как  способ организации учебного процесса, при котором:

  1. учащиеся активно общаются друг с другом, расширяя свои знания, совершенствуя умения и навыки;
  2. между участниками учебного общения складываются оптимальные взаимодействия и формируются характерные для коллектива взаимоотношения, служащие условием и средством повышения эффективности учения;
  3. условием успеха каждого являются успехи остальных.

Методика интенсивного обучения иностранным языкам: характеризуется пятью основными принципами: принцип коллективного взаимодействия; принцип личностно-ориентированного общения; принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса; принцип сознательного усвоения языка; принцип полифункциональности упражнений и принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Все эти принципы обеспечивают четкую взаимосвязь учебного предмета и учебной деятельности и тем самым способствуют эффективной реализации целей обучения.

Специфика реализации данных принципов заключается в использовании тех возможностей, которые открываются при рассмотрении учебной группы как временного коллектива, осуществляющего согласованную совместную деятельность. Задача состоит в том, чтобы предложить учебному коллективу совместную деятельность учения, которая была бы личностно значимой, имела бы общественную ценность и сплачивала бы коллектив, обеспечивая положительное влияние коллектива на личность, т.е. способствовала активному формированию личности. Эта задача решается, прежде всего, специальной организацией учебного материала, предусматривающей такую совместную деятельность, которая стимулирует появление новых идей и интересов обучаемых и позволяет использовать на занятиях различные формы и способы взаимодействия учащихся. В интенсивном обучении на первый план выдвигается учащийся, и вокруг него, его усилиями, сознательно регулируемыми преподавателем, конструируется система отношений, которая позволяет как можно полнее раскрыть, использовать и развить возможности каждого. Таким образом, активизация и интенсификация обучения происходят за счет более активного использования психологических личностных возможностей, которыми располагают преподаватель и учащиеся, а также социально-психологических возможностей, которые заложены в системе характерных для развитого учебного коллектива взаимодействий и взаимоотношений.

Не менее значимым для организации интенсивного обучения является принцип личностно-ориентированного общения. Это принцип находит свое обоснование в теории деятельности А.Н. Леонтьева, теории речевой деятельности И.А. Зимней, психологии общения, а также в положениях дидактики о развивающем обучении. Принцип личностно-ориентированного общения играет ведущую роль в реализации целей обучения.

В интенсивном обучении на первый план выдвигается учащийся, и вокруг него, его же усилиями, но сознательно регулируемыми преподавателем, конструируется система отношений, которая позволяет как можно полнее раскрыть, использовать и развить возможности каждого.

Активное использование интенсивного метода обучения позволит учителю интенсифицировать учебный процесс,  повысить результативность работы по более активному использованию психологических личностных возможностей каждого ученика для достижения эффективности урока  иностранного языка.

 

Список литературы

  1. Аблам С.Б. Интенсификация обучения иноязычной устной речи в школе - Минск, 1974.
  2. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы. Денисова Л.Г., Мезенин С.М., ИЯШ - 1991, № 6.
  3. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Под ред. Проф. В.А. Бухбиндера и доц. Г.А. Китайгородской. - Киев, 1988.

Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз