Өлең, жыр, ақындар

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества

КГУ «Общеобразовательная школа №42»
Ауэзовский район, г. Алматы
Автор сценарной разработки: Уайспекова Айнур Шаймерденовна
Учитель Географии

Раздел  3. Структурные части и их взаимосвязи в географической оболочке    

Школа   КГУ «ОШ №42»

Дата  2018 год                         ФИО учителя                    Уайспекова А.Ш.

Класс    8                                           кол-во отсутствующих        0

Тема

3.1 Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества

Цели

8.3.2.5 С дополнительным охватом местного компонента оценивает влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества

8.3.2.6 группирует негативное влияние человеческой деятельности на атмосферу и климат и предлагает пути их решения (на примере казахстанского компонента)

К концу урока ученики смогут объяснить связь между климатическими условиями и хозяйственной деятельностью.

Привести примеры, как деятельность человека влияет на природу и климат

Выяснить, какие экологические проблемы присуще Казахстану

Прийти к заключению о взаимосвязи всего живого на Земле.

Критерии успеха

Все знают примеры климатических явлений, а также их  влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Большинство группируют негативное влияние человеческой деятельности на атмосферу и климат

Некоторые предлагают собственные пути решения выхода из экологических проблем

Языковые цели

Учащиеся могут:

Чтение-читают текст и анализируют

Аудирование-слушают мнение других

Говорение и письмо-устно и письменно излагают основные понятия по теме урока

Привитие ценностей

Национальная безопасность и глобализация нашей страны в решение общемировых и региональных проблем;

Развивают  интерес к предмету, коммуникативные компетенции, терпимость к другому мнению,  воспитать уважительное отношение к окружающей природе

Межпредметные    связи

Естествознание, биология, химия, физика, экология

Использование ИКТ

адекватное восприятие устной речи

создание письменных и устных высказываний, презентаций, адекватно передающих информацию;

приведение примеров, аргументов, формулирование выводов

 и презентация в качестве визуализации материала ;

Умение использовать ценную информацию из интернета в процессе урока

Предварительные навыки

Понятие о климате и климатических проявлениях. Внимательность, критическое мышление, функциональная грамотность

Понятие об экологии и экологических проблемах

 

Ход урока

этапы урока

Деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 мин

Приветствие. Психологический настрой на общение.

(У). Ребята скажите, какие климатические явления мы знаем?  (ветер, дождь, пыльная буря, засуха, заморозки)

(Г). Перечисляет

(У).  В далекие времена, люди объясняли их как Веление Высших Сил.  Все благоприятные или неблагоприятные ситуации с климатом, с собственным урожаем они списывали на волю Бога. Пошел град и перебил урожай-племя нагрешило, а если природа была благоприятной и собрался большой урожай-Бог хвалит своих детей. Сейчас мы с вами знаем, что климат оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность человека, то есть мы знаем, что то, что привыкло к теплу и воде никак не может расти и дать урожай на  холодных и засушливых территориях.

Мини-игра «Природные климатические явления Казахстана» 

Создаем Эмоциональный настрой и определяем тему урока

Участники встают и повторяют вслед за учителем его действия:

 Инструкция:

-давайте все  вместе  покажем,  как завывает и дует ветер в наших казахстанских степях (Учитель изображает руками и голосом ветер).

-а теперь покажем как идут наши осенние дожди (топот ног)

-началось лето, засуха и хочется пить (вытирает воображаемый пот  и делает движение рукой, как бы поднося емкость с водой ко рту)

-а теперь нам очень-очень холодно (трет руки, притопывает)

-весна (руки в стороны) мы на природе бросаем мусор(движение рукой). Природа плачет(трет кулаками глаза)

-мы понимаем ТАК НЕЛЬЗЯ  (скрещивание рук). Природа радуется (Руки вверх)

Учитель вместе с классом определяют тему урока.

Дескриптор:

   1. Знают примеры климатических явлений.

   2. Знают и представляют климатические явления в Казахстане

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ауди сопровождение от самих участвующих

 

Середина урока

30 мин

Изучение нового материала.

Метод «Инфо-угадайка»

В центре ватмана(доски) тема урока. Остальное пространство разделено на секторы, заполняемые по ходу урока, т.е в сектор (У) вписывает раздел темы о котором он рассказывает. Ученики  должны предлагать свои теории о чем пойдет речь в следующем секторе.

         Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества

 

    Сектор А                                          Сектор Б                                 сектор В

Сектор А: Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность (Казахстан)

Сектор Б:  Влияние хозяйственной деятельности человека  на климат 

Сектор В: Экологические проблемы (Казахстан)   

Климатические условия,  очень сильно влияют  на жизнь и деятельность всего живого. Растения, животные, процессы почвообразование, распределение внутренних вод,  формирование рельефа, и самое главное на развитие сельского хозяйства все напрямую зависит от климата. Например,  все мы знаем, что одним культурам нужно больше тепла, другим — больше влаги, третьи-нуждаются в обилие света. Если говорить конкретно о нашей Республике Казахстан, то  можно ответить, что климат центральных и северных  районов нашей республики дают возможность заниматься богарным  земледелием, а вот орошаемым земледелием занимаются  в основном орошаемым  земледелием. Каждое из культурных растений предъявляет свои  требования к температурным условиям и увлажнению. Например: минимальное количество тепла требуют ячмень, рожь, овес. А вот пшеница, кукуруза и  рис требуют более теплого климата. Подсолнечнику  же требуется не только теплое, но и продолжительное лето. Цитрусовые как известно не приспособлены к    заморозкам. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно климатическими условиями определяется размещение сельскохозяйственных культур

(П) Прием «Два, четыре, вместе»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/058c/00002c9b-26acd0fa/img8.jpg

 

(П) Посмотреть на слайд, обсудить поставленный в нем вопрос, прийти к согласию и единому решению вопроса.

Та пара, которая будет готова быстрее всех, поднимает вверх сигнальную карточку. Пара отвечает  не вместе, а дополняя друг друга.

Однако не всегда климатические условия благоприятны для хозяйственной деятельности человека. К неблагоприятным климатическим явлениям относятся засуха, су­ховеи, пыльные бури, гололед, заморозки.

(И) Прием «Мини тест»

Прочитав параграф в учебнике, а также используя дополнительную информацию из интернета  ответить письменно на вопросы:

1.Адаптация жилищ в экваториальном поясе (хижины из ветвей защищающие от солнца)

2.Адаптация жилищ в тропическом поясе (жилища из животных шкур защищающие от песчаных бурь)

3.Адаптация жилищ в умеренном поясе (дома с защитой от холода зимой и сохраняющие прохладу летом)

3.Адаптация жилищ в арктическом и антарктическом поясах (из шкур для сохранения тепла)

Влияние хозяйственной деятельности человека на климатические условия.

Хозяйственная деятельность человека оказывает существенное воздействие на природу. Приспособившись к окружающей среде, человечество также изменило ее. Загрязнение атмосферы продуктами  жизнедеятельности приводит к увеличение содержания уг­лекислого газа и усилению "пар­никового эффекта". Как следствие это приводит к повышению температур и таянию ледников. В последнее время, наблюдаются такие явления как изменения средне-месячных показателей для разных районов области. На примере РК можно смело сказать, что показатели северных и южных районов сейчас не такие, как были раньше. То есть, в северных частях лето стало более жарким, а зима менее холодной, а в южных районах мы можем наблюдать обратную картину.

Это все говорит о том, что в природе все взаимосвязано. Мы-дети природы. Своими действиями мы губим ее, но при этом губим также и себя.

За все блага цивилизации человечество расплачивается своим здоровьем. На сегодня экологическая проблема для нас самая острая — речь идет о выживании. Экологические проблемы

Казахстана и пути их решения находятся в общем ряду этой глобальной задачи.

1.Загрязнение воздуха в Казахстане

промышленность

2.Загрязнение водных ресурсов Казахстана

Аральское  море

дно моря — солончаки, соль с их поверхности разносится ветром на сотни километров и вызывает эрозию земель, находящихся далеко отсюда.

Экологическая проблема Балхаша

Балхаш убивают промышленные выбросы и сточные воды из городов на его берегах. В озеро сбрасывается  сотни тысяч тонн отходов от Балхашского  медеплавильного  завода. В водах озера ежегодно оседает тысячи тонн ядовитой пыли.

Экологическая проблема Каспийского моря

Воды моря  теряют способность к самоочищению из-за добычи нефти на побережье. Причина та же — деятельность человека.

3. Загрязнение земельных ресурсов страны.

Семипалатинский ядерный полигон на котором испытывали атомное оружие.

Пути решения:

-сократить выбросы промышленных производств. На производствах установить мощные системы очистки газообразных отходов.

- Сократить потребление воды из рек на орошение. Например, можно заменить те культуры, требующие орошения, на менее требовательные, то есть можно  вместо хлопка выращивать озимую пшеницу.

-Оздоровление земельных ресурсов в Казахстане связано прежде всего с рекультивацией огромной территории Семипалатинского ядерного полигона.

          Дифференсация на основе «Кластери»

Деление на группы по цвету вытянутых стикеров

голубой                    1 группа

розовый                   2 группа

оранжевый              3 группа

Составляют «Кластер» (Г)

1 группа           Благоприятные  климатические условия

-По желанию дополнительно -климатические условия и хозяйственная деятельность в Казахстане

2 группа          Экологические проблемы Казахстана

-По желанию дополнительно - Пути решения этих проблем

3 группа           Неблагоприятные климатические условия

-По желанию-охарактеризовать их

ДЕСКРИПТОРЫ:

Называют влияние климата на хозяйственную деятельность

Называют влияние хозяйственной деятельности на климат

Называют экологические проблемы

Делают общие выводы

 

 

 

 

лист ватмана, цветные маркеры либо доска и цветные мелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд и сигнальные карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник 8 класс, интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветные карточки, ватман

Конец урока

5 мин

Домашнее задание

(И) Прием «Удиви меня» — ученики самостоятельно ищут  дополнительный как текстовый, так и видеоматериал, но при этом найденный материал не должен быть общеизвестным,  имеющий непосредственное отношение к изучаемой теме и представить  его в классе.

Рефлексия:   

Прием «Ресторан».

(У) : Дети, давайте представим, что сегодня мы пообедали в шикарном ресторане. Шеф-повар для улучшения качества своих блюд просит всех ответить на несколько вопросов:
- Я с удовольствием заказал бы  еще …
- Мне понравилось блюдо…
- Я наелся…
- Думаю я слишком много съел…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

 

 

 

 

Доска, фломастеры, скотч, цветные карточки

 

 

Дифференциация – каким образом  планируете поддержать  слабых учащихся и  способных

Оценивание – как планируете  проверить  уровень усвоения

Здоровье  и соблюдение ТБ

Ученики работают индивидуально, в группах, в парах. После каждого абзаца дается тест на закрепление, при этом задания имеют разный уровень сложности.

Интересный  материал. В ходе работы преподаватель

может координировать работу учеников по мере необходимости.

Дифференцированная помощь в рамках проведения исследовательской и практической работы.

Оценивание идет на протяжении всего урока. Каждое задание предполагает выявление сильных и слабых сторон учеников.  Открытость и коммуникабельность ребенка  видна при взаимодействии  учеников. Их самостоятельность

прослеживается  через работу в группах;

Рефлексивное значение прослеживается через самостоятельное осмысление, предоставление своих выводов

Психологический настрой на урок: Прием  мини-игра «Природные климатические явления Казахстана» направлена на снижение усталости и создание необходимого тематического настроя. Данная игра является безопасной, которая не представляет угрозу для безопасности ученика и окружающих.

При изучений материала на всем протяжении урока, использовались активные виды деятельности.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз