Өлең, жыр, ақындар

Применение межпредметной связи на уроке географии

Карагандинская область
Бухаржырауский район п. Ботақара
КГУ «Қазахская средняя общеобразовательная № 1 опорная школа (ресурсный центр)»
Касенова Шолпан Рымбаевна учитель географии

Оглавление
1. Введение. Актуальность темы.
Цель проекта.
2. Основная часть. Межпредметные связи, их роль в формировании естественнонаучной грамотности. Применение межпредметной связи на уроке географии.
3. Заключение

Введение.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении, тем более для формирования естественнонаучной грамотности учащихся очень важна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний.

Цель исследования состоит в определении содержательной и процессуальной основ межпредметных связей географии с другими предметами в преподавании естественнонаучных дисциплин; разработке и внедрении методики их осуществления в образовательных учреждениях.

Если в процессе обучения географии регулярно осуществлять межпредметные связи между этими предметами, отражающие взаимосвязь предметных областей соответствующих наук и общность их методов исследования, то это позволит повысить качество усвоения физических, географических и общих естественнонаучных понятий и уровень сформированности учебно-познавательных умений учащихся. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк – истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги.

Основная  часть.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии по всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход  к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественно научного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Самое главное с помощью межпредметных связей  формируется естественнонаучная грамотность. Это значит, что ученик должен:

а) осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;
б) понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания и исследований;
в) демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы;
г) проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Учителя, прошедшие трехуровневые курсы,  делятся опытом, как необходимо повысить уровень естественнонаучной составляющей функциональной грамотности. Межпредметные связи использовали всегда.

Теперь стоит задача использования этих связей для развития функциональной грамотности учащихся.  Межпредметные  связи на уроке  способствуют достижению поставленных целей и решению задач урока.

Например, при изучении в 8 классе темы «Климат Казахстана» можно применить следующие связи.

- Связь географии с биологией. Опираясь на знания о резко континентальном климате страны, ученики должны выявить по рисункам, черты приспособления у животных и растений к местным условиям, в частности у сайги и саксаул. Ученики рассказывают о маскировочной окраске шерсти сайги под цвет окружающей среды,  о стройных сильных конечностях для преодоления больших расстояний в поисках воды, о широких ноздрях для улучшения газообмена. Учащиеся отмечают, что у саксаула очень длинные корни, так как подземные воды в зоне пустыни лежат на большой глубине, что у растения листья приспосабливаются к меньшему испарению.

- Связь географии с математикой. Опираясь на сведения о максимальной и минимальной температуре воздуха в Казахстане, ученики должны определить годовую амплитуду температуры воздуха. 

- Связь географии с изобразительным искусством. Перед учениками картина Кастеева. По изображению учащиеся должны определить регион Казахстана и время года.

- Связь географии с вопросами здорового образа жизни. Учащимся предлагается выработать меры профилактики в жаркую сухую погоду.
При изучении природы можно использовать связь с литературой, например чтение стихотворения о Родине. Все виды заданий способствуют формированию у учащихся функциональной естественнонаучной грамотности. Учитель не дает готовую информацию, а ставит задачи-проблемы перед учениками. Используя различные источники знаний, учебник, хрестоматию, справочник, рисунки, схемы, диаграммы, карты или опираясь на интернет - ресурсы учится сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Заключение.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. И реализация  межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников, так как глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствует:
- более прочному системному усвоению учебной информации.
- формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний.
- развитию ключевых компетенций у обучающихся.
- широкому применению полученных знаний на практике.

Литература:
1. Бейсенова А.С. Физическая география Казахстана. Алматы 2013
2. Бейсенова А.С. Методическое пособие для преподавания географии в 8 классе. Алматы
3. Ахметов Е.А. Экономическая и социальная география Казахстана Алматы 2012
4. Ахметов Е.А. Методическое пособие для преподавания географии в 9 классе. Алматы.
5. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок. «Учитель», 2001
6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
7. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989.
8. Интернет-ресурсы


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар