Өлең, жыр, ақындар

Пути развития и совершенствования дуальной системы

Преподаватель спецдисциплин
Актюбинского колледжа транспорта, коммуникаций и новых технологий
Жубаниязова Ляззат Абзаловна

 

Специалист по автоматике и телемеханике пользуется большим спросом на рынке труда.

Ни для кого не секрет, что средства автоматики и телемеханики относятся к группе технических средств, которые комплексно влияют на экономические показатели всех отраслей железнодорожного транспорта и в целом на рентабельность работы сети железных дорог, следовательно, их развитие является одним из приоритетных направлении в совершенствовании работы  НК «КТЖ».

Устройства автоматики и телемеханики являются важнейшими элементами технического вооружения железнодорожного транспорта. Эти устройства позволяют эффективно решать задачи перевозочного процесса, способствуя увеличению пропускной способности железнодорожных линий, обеспечивая безопасность движения поездов, бесперебойную связь между всеми подразделениями железнодорожного транспорта.

Принято считать, что железнодорожный транспорт – становой хребет государства. Продолжая эту мысль, можно утверждать, что система и средства автоматики, телемеханики  – это основная составляющая часть нервной системы  железнодорожного транспорта. Нарушение любого самого простого элемента этой системы приводит к снижению безопасности на транспорте. Именно этим объясняется роль и значение специалиста с профессионально-техническим образованием в этой сфере деятельности.

Основным назначением хозяйства дистанции (ШЧ) является техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ.

На предприятиях каждый руководитель все свои усилия сосредотачивает на трех основных позициях:

•        техническое обслуживание и ремонт;

•        создание и внедрение новой техники;

•        обновление и модернизация средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

В каждой из обозначенных задач главенствующую роль играет формирование и закрепление на местах специалистов нового поколения.

И еще одно, нет ничего важнее человека, а именно профессионала в своем деле. Надо понимать, что от работников, обслуживающих устройства железнодорожной автоматики и телемеханики требуется высокий профессионализм и ответственность, готовность к действиям в нестандартных ситуациях, оперативность принятия решений.

 На этой специальности, «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте», будущие специалисты должны изучать  как простейшие устройства: реле, светофоры, электропитающие устройства, стрелочные переводы, рельсовые цепи, полупроводниковые приборы, интегральные микросхемы, так и системы управления движением на станциях и на перегонах. На смену релейным системам идут электронные и цифровые системы телеуправления и контроля.

Также должны изучать: системы диагностики подвижного состава на ходу поезда, автоматическую локомотивную сигнализацию и многое другое. В результате они должны уметь:

 •  обслуживать и ремонтировать технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, автоматических систем управления;

•   разрабатывать, проектировать  релейных, микропроцессорных систем ж.д.автоматики и телемеханики.

В настоящее время внедряются автоматизированные рабочие места, которые позволяют вести дистанционный мониторинг состояния станционных путей, перегонных светофоров, устройств электропитания, находясь за экраном компьютера. Все эти устройства состоят из тысяч электронных элементов, объединенных вместе и решающих нужную задачу, поэтому знания электроники и вычислительной техники просто необходимы...

Внедрение более современных устройств автоматики и телемеханики, качество их содержания определяют повышение безопасности движения, перерабатывающую способность станции, пропускную способность железнодорожных линии. Микропроцессорные системы повышают уровень безопасности, занимают значительно меньше площади, потребляют меньше электроэнергии, уменьшают объем строительно-монтажных работ и снижают эксплуатационные расходы.

С целью улучшения качества подготовки специалистов среднего звена и конкурентоспособных на рынке труда Актюбинская дистанция сигнализации и связи является социальным партнёром Актюбинского колледжа транспорта коммуникаций и новых технологий с 1972 года, с момента образования специальности «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте».

В настоящее время специальность «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте» является экспериментальной площадкой для внедрения кооперативной (дуальной) системы обучения. В этой работе участвуют работники Актюбинской  дистанции сигнализации и связи (далее ШЧ-5), в части разработки рабочих программ, составления  графиков проведения занятий, предоставления рабочих мест на базе ШЧ-5 и руководителей занятий от предприятий и руководство колледжа.

Суть дуальной системы обучения – сочетание теоретического обучения в колледже с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности, т.е. это система, при которой студенты большую половину всего своего учебного времени посвящают практике на  предприятии, где они в дальнейшем будут работать, что позволяет студентам не только успешно освоить учебную программу, но и получить хорошие практические навыки, наладить контакты в трудовом коллективе.

К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:

• во-первых, увеличивается шанс трудоустройства, так как квалифицированный специалист полностью отвечает требованию работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства.

• во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника, способного срузу включиться в трудовую деятельность.

Для прохождения производственной практики ежегодно после согласования утверждается договора, назначается  руководители наставники от производства, издается приказы по данной группе, с составлением  графиков организации практики в цехах ШЧ-5: Пост ЭЦ, КИП СЦБ, РТУ, мастерских, отдел технической документации, участках СЦБ и др.

По результатам практики по присвоению квалификации электромонтёра СЦБ, т.е. в комиссии принимают  экзамены представители ШЧ-5.

Ежегодно согласно графикам преподаватели спецдисциплин  инженерно-педагогического состава по данной специальности проходят стажировку в Актюбинской ШЧ-5, с целью ознакомления с вновь внедряемыми на железнодорожном транспорте устройствами и системами.

В результате преподаватели в новом учебном году могут использовать новые системы и технологии при выдаче совего предмета.

Также совместно силами  работников ШЧ-5, преподавателей и студентов колледжа был оборудован учебно-тренировочный полигон.

Если раньше проблемой большинства выпускников являлся недостаток практического опыта, то теперь  дуальное обучение - это более эффективный способ получения практического опыта при подготовке нужных кадров.    Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами во время производственного обучения. То есть, дуальное обучение – гарантия трудоустройства выпускников колледжа.

В настоящее время в ШЧ-5 работают около 80  выпускников колледжа, которые показали замечательные результаты, участвовали в реальных проектах.

Такая форма образования – прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию.

Руководство Актюбинской дистанции сигнализации и связи являясь председателем ГКК, ежегодно по результатам защиты дипломных проектов отбирает наиболее перспективных выпускников для дальнейшей работы в дистанции сигнализации и связи. Более половины работников Актюбинской дистанции сигнализации и связи являются выпускниками Актюбинского колледжа транспорта коммуникаций и новых технологий.

Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - разрыв теории и практики.

Опыт использования дуальной системы обучения  показал следующие преимущества:

• для предприятия дуальное обучение - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономия на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;

• для выпускников колледжа дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироватся к взрослой жизни;

• а государство - эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для экономики.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз